У меня вопрос: правильно ли утверждение, что вхождение в ЧВН сопровождается все большим активированием парасимпатической нервной системы и деактивированием симпатической?
Скажем так, преобладанием парасимпатической. Симпатическая действительно деактивируется. А вот по поводу возбуждения парасимпатической могут быть разные мнения. Хотя конечно воздействие в этом направлении при работе с предельными положениями тела налицо.
Диванная технология для интересующихся психотехниками:
Бытие и цель Отсутствие цели напрягает взрослого человека - и заставляет искать новую цель. В этом смысле человек – хищник, становящийся в итоге жертвой своей хищнической стороны. Чистое бытие, пребывание вычеркивается из процесса осмысленной жизни, потому что сама фактура смысла предполагает скрытую или явную цель: «Зачем?» Тем не менее жизнь властно предполагает у самое себя вторую половину: простое бытие. Его осмысленное переживание является конечной целью «дзен»: «После просветления я всё так же рублю дрова, хожу за водой и готовлю пищу». Итак, возможно ли в нашей хищнической мегаполисной вселенной приближение к простому бытию? Собственно, сама практика йоги имеет в основе прекращение целеполагания, и когда это прекращение наконец случается, целительный процесс чистой бытийности разворачивается в полную силу. Это славно. Остается, тем не менее, в нашем дне целый спектр «бессмысленных» дыр и пауз, заполненных судорожным автоматическим поиском новых целей: «Чем бы таким заняться?» («Ну, я пошел, попил-поел, не полегчало...» (с) Высоцкий) Превращение этих дыр в приятное занятие, подлинное и целительное «препровождение времени», короче в медитацию, возможно, в частности, по такой технологии: 1. Усесться так, чтобы можно было по-всякому сидеть, прилечь (сесть на край дивана, скажем). На табуретке перед собой расположить 2 листочка бумаги с ручкой и часы с секундной стрелкой. 2. Время пошло! Пишете 1) и ждете минуту, потом пишете 2) и ждете еще минуту… и так минут 40, к примеру (или пока возмущенное хищничество не выбросит вас в возмущение). 3. Пока ждете, в голову приходят всякие мысли, воспоминания, планы, идеи. Идея несет в себе цель, и фишка в том, чтобы не начинать суетиться, а записать на втором листочке идею, и снова сидеть и ждать следующей минуты. 4. Можно менять положение тела, глазеть по сторонам, можно прилечь, только не забывайте отмечать минуты, они будут освежать ваше сознание и не давать ему совсем уплыть в грезы. 5. Можно делать внутренние практики типа смотрения в чидакашу – опять-таки в пределах данной минуты. Можно удерживать один объект (любимый или нелюбимый) в течение данной минуты – этакая короткая дхарана. Да мало ли что еще можно… Но лучше не вставать, а посиживать себе полеживать… 6. И можно, наконец, войти во вкус чистой бытийности. Последующий эффект такой практики может выражаться в прикосновении к состоянию самапатти, блаженно обнимающему своим успокоенным и расширившимся сознанием весь спектр бытийствующих вещей, заполняющих наше восприятие – последовательно и параллельно.
Очень хорошая и эффективная технология. Я ее делаю несколько иначе, но суть та же - "выслеживание" ненасытной тяги к тому, чтобы чем то занять каждое мгновение своей жизни. Странная штука, эта тяга - кажется столь естественной и в то же самое время ничто так эффективно не убивает "бытийность". Об особенностях своей практики напишу чуть позже. Спасибо за поднятую тему. Актуально.
Я немного не понял с записью идеи. Почему именно идею записывать? Мне вроде бы идеи часто в голову не приходят. Или мысли типа "Так, надо не забыть позвонить в мастерскую" -- это и есть идеи?
Я не понял, зачем 2 листика бумаги? На первом пишем 1) 2) и т.д. раз в минуту? А на втором идею или идеи, которые приходят во время этой минуты ожидания? Если так, то наверное в наличии первого листа есть какой-то смысл. Только я не пойму какой.
Nik-On/Off писал(а):Я немного не понял с записью идеи. Почему именно идею записывать? Мне вроде бы идеи часто в голову не приходят. Или мысли типа "Так, надо не забыть позвонить в мастерскую" -- это и есть идеи?
вполне себе идея, Дима - за 40 минут можно много чего вспомнить и притормозить исполнение - а потом с наслаждением и с самапатти, по-новому ощущая ткань бытия и делания - сделать
Костя, можно на одном листке все писать, соответствия минут и идей ни к чему - может вообще не быть ни одной идеи )) это как анекдот: садится толстой писать войну и мир, а в голове у него одни шансонетки ля-ля-ля... ну и что страшного, это же я и есть со всеми моими шансонетками ))
вообще такое "заседание" на "40" минут позволяет промуссировать массу восприятий и комплексов, от простых - типа формы ногтей, до сложных - типа собственнического отношения к любимому человеку
одноминутную медитацию можно усложнять, удерживая в сознании одну пришедшую к вам идею или образ, а потом, когда другая подвалит - и ее и прежнюю тоже - своего рода жонглирование образами, объектами, идеями в пространстве сознания, ничего сложного, но интересно, ведь ты вынужден их временно никак не реализовывать
может это и игра в бисер, но по факту она целительная, отношу ее к разделу раджа-йоги
Уважаемый Михаил, меня заинтересовал Ваш вариант "подлинного и целительного препровождения времени" и я решила сделать такую медитацию. Я все приготовила согласно инструкции, только часы остались висеть на стене. Но, воспользовалась я, почему-то, только одним листком бумаги. И отсчет минут и мысли записала на нем. Второй не пригодился. Учет минут меня сначала напрягал и время тянулось очень медленно. Сначала мыслей не было, постепенно они стали появляться, я принялась их записывать и время потекло быстрее. Чтобы не пропустить ничего ценного, записала все мысли, которые пришли в голову. За 37 минут 19 мыслей. Среди них, где-то на 14 минуте, и такая - "я определенно маюсь дурью", возникло желание встать и сделать что-нибудь полезное. Пришлось его перебороть. После этого, судя по записям, мысли прибавлялись активнее и среди них проскочила одна мегаценная! Она мгновенно повлияла на мое решение по одному рабочему моменту. А это уже результат, хотя никаких определенных целей не было. Потом я отметила, что учет минут уже не напрягает. Внимание как бы раздвоилось. Одна часть следит за минутами, а вторая занимается мыслями. Потом я заметила, что смотрю на часы всегда в одно и тоже время, за 10 секунд до окончания минуты. После нескольких таких совпадений записала вопрос - тренирует ли такой способ ощущение времени? На этом пришлось прерваться. Я осталась очень довольна. Не знаю как насчет нового ощущения "ткани бытия", может быть не с первого раза такое получается, но, покупка батарейки для весов, которая с утра казалась делом очень важным, после медитации свою важность потеряла. Ничего, что я так подробно?
молодец, Марина! спасибо за отчет раз на раз не приходится, но воздействие на самочувствие и восприятие бывает довольно существенное
кол-во листков и расположение часов несущественны
ткань времени также можно прочувствовать, недаром у патанджали главы 3 и 4 заканчиваются смутными воздеваниями указательного пальца насчет постижения йогином последовательностей мгновений времени
не обязательно записывать все мысли, можно ими жонглировать в течение минуты - вот есть одна вначале, потом начинает настойчиво ломиться следующая, удерживаете сразу две, потом третья... ну сколько успеете - и все это богатство ваше, на целую минуту ) потом сброс и по-новой... очередная "реинкарнация"
я записываю то, что хотелось бы сделать прямо сейчас или потом, а откладывание дает "вину" желания выдержаться... но Вы делайте как удобнее Вам
подобные методы "перезагружают" систему, освежают ее, сбрасывая болезненный (клишта) груз стеретипов восприятия и шарманку шевеления тела сознанием, а сознания - телом
Сегодня у меня был день отдыха от практики, поскольку пришлось с утра идти на работу. Поэтому я заранее запланировал сегодня попробовать эту технику. Оказалось, что в целом очень хорошо приводит в состояние спокойного удава. За 40 минут я насчитал 15 идей, имевших в себе какую-нибудь цель. Все из жизненной текучки. Обрывочные мысли без цели я не считал, да в общем-то и не додумывал. Первая мысль появилась на третьей минуте и была весьма банальна - поспать бы)) Вторая четверть времени, как я потом посчитал вообще была безмысленная - смотрел в окно полулежа на кровати, там в отдалении такой приятно клубящийся густой белый дым из трубы котельной на фоне унылого пейзажа... Сидеть как-то вообще не хотелось. Техника понравилась. Надо будет попробовать ее вне дома.
Сознание как вещь в себе, живущая своей насыщенной жизнью, обладает характером, с одной стороны, цельным, а с другой стороны – весьма переменчивым.
Цельность его выражается в свойстве отождествления: как только возникает насущная тема, к примеру, ДЕТИ – так сознание целиком и становится всем клубком информации, впечатлений и воспоминаний, с этой темой (для вас лично) ассоциированных.
Переменчивость же основана на легкости перехода от одной темы к другой. Наше внимание, будучи острием сознания, скачет как обезьяна, и сосредотачиваться его приходится приучать специально.
Отметим, что оба эти качества – полное отождествление и переменчивость – создавались и оттачивались, видимо, эволюционно для нужд взаимодействия с внешним миром. Но при возросшем богатстве мира внутреннего эти качества становятся подчас изрядной помехой.
Отсюда потребность в «искусстве медитации» для некоторых измученных внутренними разборками и диалогами персон. Нам обещают, что медитатор а) воспитывает в себе способность длительной концентрации на одном предмете без метаний по сторонам, и б) организует в себе созерцательный пункт (свидетель), стоящий вне любых мельканий объектов памяти и восприятия.
Возможно ли тренировать в себе эти качества без долгих утомительных и формальных посиделок? Так сказать, на пустяках, не затрагивающих важных взаимодействий с внешним миром (скажем, верчения руля в плотном потоке машин)?
Один выдающийся человек, именуемый в просторечии Сын Божий, сказал: «Отдайте Богу Богово, а кесарю кесарево».
Если спроецировать это изречение-команду на назойливые, порой мучительные, внутренние диалоги об одном и том же, получается, что 90 условных процентов сознания можно отдать привычно-автоматическому, а 10 процентов (церковная десятина) придержать в свободном, никаком, неотождествленном виде.
Попробуйте простое упражнение. Выберите 5-6 привычных тем (например – дети, деньги, работа, неприятности, предвкушения, мужчины-женщины, возраст, политика, здоровье ваше и родных), занимающих ваше сознание в паузы, не требующие четкого взаимодействия с внешним миром. Попробуйте погрузиться в эти темы, запустить их, но не целиком «по самые уши», а как бы не до конца, не на всю катушку. У вас сразу возникнет элемент управления этими «собачьими хвостами». Возникнет путь отхода – не в новую тему, а в свободное пространство ни чем незанятого сознания. Возникнет возможность выбора между темами, и направление высвободившегося ресурса сознания на полезные дела, внутренние и внешние.
Можно привязать эту технику к крохотному, но важному разделу Йоги Патанджали, пратьяхаре. Пратьяхара предписывает «следование естественной форме ума» (90 процентов сознания на привычные темы) при «отключении от органов восприятия» (когда нет и не предвидится нового, опасного и кругом одни автоматизмы типа помывки посуды). В результате, как пишет Патанджали, возникает управление индриями (органами восприятия и действия). Хочу лишь добавить, что это управление возможно только при отчислении 10 условных процентов сознания к престолу Раджи, центра сознания, царя-в-голове. В противном случае естественная форма ума (тотальный релятивизм привычных тем, каждая из которых самая главная в данный момент) останется беличьим кругом.
В предвкушении семинара. С учётом моих крайне скудных познаний в раджа йоге, могу лишь сказать, что как-то получается что, бесконечно держащих на пределе или разбрасывающих мыслей становится крайне мало. Нет, они конечно остаются, но вызывая явный дискомфорт, тут же сами по себе куда то исчезают. И остается, видимо, только “конкретная суть”, ну может 2 и 3 сути (темы явно меняются, видимо в зависимости от важности) требующих продолжения, и вот если пользоваться методикой выше (качественная медитация на тему?), они то и разворачиваются в такой красе, что даже записывать не надо (меня лично отвлекает). Как только в реальности начинаешь ими заниматься (физически или ментально), тут же все всплывает и развивается по двум сценариям 1) ощущение – что где-то уже все это было 2) некое ментальное заключение или понимание цепочки событий, процессов и тд. 2й сценарий представляется более сложным.