Ровно это я имел в виду, говоря о том, что жизнь шире всякой рефлексии о ней и что рефлексия вторична и ограничена как инструмент познания жизни. Отсюда, кстати, знаменитое недоверие к обыденному, рациональному сознанию, характерное для восточных философий и практик. И отсюда же опора там же, как справедливо заметил Александр, на интуитивное, целостное, холистическое постижение, вне логики и рациональности.Виктор писал(а):В отношении вопросов экзистенции информация не может быть полной.
Вадим,
если взглянуть на человеческую цивилизацию с определенной (гуманистической) перспективы, то можно сказать, что цель цивилизации состоит в производстве, накоплении и передаче следующим поколениям знаний. И люди, которые участвуют в этом процессе, передают сущностную часть себя (свои знания, свой опыт) следующим поколениям. В этом смысле можно считать, что продукт их сознания (зафиксированный в виде знаний, пригодных для передачи) не исчезает с физической смертью носителя знания. Знаменитое пушкинское: нет, весь я не умру, душа в заветной лире мой прах переживет. Но Вы, я подозреваю, не об этом.
Меня, например, долго озадачивали примеры разного рода святых (всех традиций), которые демонстрировали чудеса альтруизма и выхода за пределы эго и жизненной логики. Но потом я наткнулся на новейшие исследования, утверждающие, что альтруистическое поведение заложено эволюционно (не только у человека, но и животных), является одним из механизмов выживания популяции и наблюдается повсеместно. И сразу интерес к святым (джедаям и просветленным йогам) как-то поугас. Нет в этом выхода за пределы того, что мы понимаем как реальность. Ни на какую особую "духовную" реальность такое поведение не указывает.
А искать некую реальность за пределами физической, это тоже нормально. Это вариант поискового поведения, эволюционно заложенного. Человек часто проявляет себя иррационально и использует свои эволюционные качества, данные ему для того, чтобы тупо выживать и передавать гены в следующее поколение, на всякие совершенно левые цели.