Что такое концентрация ''
"второй ум"
Живя обычной жизнью, даже напряженно о чем-то думая, я могу параллельно делать простые действия в уме "на втором плане". Эти действия делаются автоматически и совершенно меня не отвлекают.
Примеры таких действий:
1. подсчет вдохов-выдохов - так я считаю время на асаны. Причем даже когда асаны получаются плохо, т.е. "первый ум" неспокоен и успокоить его не удается, "второй ум" продолжает считать циклы вдоха-выдоха.
2. концентрация на больном органе или любой другой части тела (я кинестатик, т.е. осязательные ощущения воспроизвожу лучше всего). Концентрацию "второго ума" я могу удерживать очень долго, несколько часов. Очень интересные эффекты бывают при концентрации ночью, когда "первый ум" ослаблен. В этом случае мне удалось испытывать очень необычные ощущения, особенно в области в центре груди. Некое взрывоподобное, необычайно приятное ощущение.
3. Лет 15 назад, когда мой "первый" ум еще не был загрязнен всякой гадостью, я спокойно вылечивался путем "второй концентрации" от начинающихся простуд. Т.е. второй ум начинал представлять себе процесс "изгнания болезни" из тела и доводил этот процесс до логического конца.
4. исполнение музыки
5. бесконечное повторение некоторых "эмоциональных сгустков" -
это обычно когда я увлечен работой. Примеры таких сгустков: веселый грузин, злая старуха, бизнесмен и т.п.
Признаки поведения "второго ума":
1. у него нет такой свободы действий, как у "первого ума", т.е. он должен периодически повторять нечто или продлевать нечто однородное
2. он может быть перепрограммирован "первым" умом
3. он слабо подвержен действиям извне.
Теперь сформулирую вопросы. Что это? описано ли это уже кем-то? как это использовать и можно ли это использовать? стоит ли это развивать или наоборот избавляться?
Спасибо.
Примеры таких действий:
1. подсчет вдохов-выдохов - так я считаю время на асаны. Причем даже когда асаны получаются плохо, т.е. "первый ум" неспокоен и успокоить его не удается, "второй ум" продолжает считать циклы вдоха-выдоха.
2. концентрация на больном органе или любой другой части тела (я кинестатик, т.е. осязательные ощущения воспроизвожу лучше всего). Концентрацию "второго ума" я могу удерживать очень долго, несколько часов. Очень интересные эффекты бывают при концентрации ночью, когда "первый ум" ослаблен. В этом случае мне удалось испытывать очень необычные ощущения, особенно в области в центре груди. Некое взрывоподобное, необычайно приятное ощущение.
3. Лет 15 назад, когда мой "первый" ум еще не был загрязнен всякой гадостью, я спокойно вылечивался путем "второй концентрации" от начинающихся простуд. Т.е. второй ум начинал представлять себе процесс "изгнания болезни" из тела и доводил этот процесс до логического конца.
4. исполнение музыки
5. бесконечное повторение некоторых "эмоциональных сгустков" -
это обычно когда я увлечен работой. Примеры таких сгустков: веселый грузин, злая старуха, бизнесмен и т.п.
Признаки поведения "второго ума":
1. у него нет такой свободы действий, как у "первого ума", т.е. он должен периодически повторять нечто или продлевать нечто однородное
2. он может быть перепрограммирован "первым" умом
3. он слабо подвержен действиям извне.
Теперь сформулирую вопросы. Что это? описано ли это уже кем-то? как это использовать и можно ли это использовать? стоит ли это развивать или наоборот избавляться?
Спасибо.
хлам в огонь!
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
"Я заметил, что иногда напеваю про себя некоторые простые мотивчики совершенно автоматически" (с) Не точная цитата Августа Фореля из книги конца позапрошлого века о гипнозе )
1. Фигня все это, Дорогой Товарищ. Непроизвольные циклы сознания.
2. Многократно см. например цитату выше.
3. Использовать это можно для собственного развлечения. Особенно развлекает убеждение, что это круто и ты соответственно тоже крут.
4. Развивать не очень понятно куда. В сторону усложнения содержания? Чтобы получился качественный бред? А избавляться зачем и как? Оно Вам мешает?
1. Фигня все это, Дорогой Товарищ. Непроизвольные циклы сознания.
2. Многократно см. например цитату выше.
3. Использовать это можно для собственного развлечения. Особенно развлекает убеждение, что это круто и ты соответственно тоже крут.
4. Развивать не очень понятно куда. В сторону усложнения содержания? Чтобы получился качественный бред? А избавляться зачем и как? Оно Вам мешает?
Re: "второй ум"
austin писал(а):Теперь сформулирую вопросы. Что это? ...
Двойное внимание. Описано во многих практиках.
Цель наблюдать за собой во время действий, свидетельствовать и т.п.
Re: "второй ум"
Леня писал(а):Двойное внимание. Описано...
а пример или ссылку можно?
Матсья писал(а):"Я заметил, что иногда напеваю...
И Вам спасибо!
Особенно за Элиаде, читаю с огромным удовольствием.
Матсья писал(а):"Я заметил, что иногда напеваю...
Это похоже на ответ Великого Мастера, какого-нибудь Саи-Бабы, Ошо или Дона Хуана в одном лице.
Попытаюсь переформулировать ответы ув. Матсья так, как если бы они исходили из уст обычного человека, желающего сообщить полезную информацию:
1. Фигня все это, Дорогой Товарищ. Непроизвольные циклы сознания.
Нормальный вариант ответа:
1. Я думаю в этом явлении нет ничего интересного. Я бы охарактеризовал его как "непроизвольные циклы сознания". Определения понятия "непроизвольные циклы сознания" см. там-то и там-то.
2. Многократно см. например цитату выше.
Нормальный вариант ответа:
2. Я помню только одну цитату, описывающую данное явление, но почему-то мне кажется, что оно было описано не один раз.
3. Использовать это можно для собственного развлечения. Особенно развлекает убеждение, что это круто и ты соответственно тоже крут.
Нормальный вариант ответа:
3. Я думаю, что это явление нельзя каким-либо образом целенаправленно использовать.
4. Развивать не очень понятно куда. В сторону усложнения содержания? Чтобы получился качественный бред? А избавляться зачем и как? Оно Вам мешает?
Нормальный вариант ответа:
4. Я не знаю как и зачем это можно развить, или наоборот, как и зачем от этого можно избавиться.
После подобного пересказа становится ясно, что из четырех баллов информативности (по одному за каждый пункт ответа) ответ Матсья набирает максимум 1.5
К чему это я... Давайте ребята будем попроще? И поинформативнее.
хлам в огонь!
Тема интересная.
Думаю, что рано или поздно она должна заинтересовать «увлекающихся» йогой.
Только для того, чтобы в нее (как, впрочем, и многие другие) въехать, нужно раз и навсегда отказаться от потребительского отношения к йоге. Использовать йогу (особенно вещи, затрагиваемые в частности в данной теме) для того, чтобы получить что-то в «обычной» жизни опасно.
У тех, кто считает подобные вещи фигней и бредом, срабатывает природная защита. Это хорошо.
Для пытливых же смельчаков все карты рассекречены.
Вот, например, как комментирует ССС сутры 4.4 – 6.4, посвященные этой теме.
4.4. Сотворенные умы исключительно свободны от эго.
Йогин может из своей асмиты сотворить множество умов, с помощью которых он может
вкушать плоды прошлых карм одновременно. Эти новые умы или новые средства сознания могут быть сотворены только асмитой. Нирмана читта означает сознание, которое создано, или сотворено, или запускается в действие отдельно [от естественного ума]. Эти искусственные средства сознания создаются посредством самьямы умелым обращением с силами более высоких планов. Через эти сотворенные умы йогин в одно и то же время действует в различных сферах своего сознания. Он в полной мере осознает все читты одновременно. Это делается с помощью самьямы на махататтве, которая называется ахамкара, или, как в санкхье и йоге, – асмита.
В йоге махататтва означает центр индивидуальности в человеке, вокруг которого в процессе различных состояний сознания, таких как бодрствование, сновидение, сон и т.д., формируются функции индивидуальности. Сотворенные умы дают йогину [множественный] опыт в одно и то же время. Этот опыт передается естественному уму йогина и поэтому этот ум становится свободным от карма шайи, благодаря тому, что ее плоды уже испытаны.
Искусственные умы полностью находятся под контролем последователя. Он может создавать их и снова сворачивать по собственной воле. Для обычного человека высшее есть Бог, но для йогина высшее – внутри него самого. Таким образом, его индивидуальность имеет свое основание в нем самом. В обычном человеке индивидуальность зависит от многих жизненных факторов.
Эта тема искусственно сотворенных умов очень интересна, а [этот опыт] полезен для исчерпания кармашайи.
5.4. Один ум направляет многие [умы], связанные с различной деятельностью.
Один ум, который есть исходный ум йогина, является естественным умом. Этот естественный ум является тем, который направляет, движет и контролирует множество сотворенных умов. Он решает, направляет и движет сотворенными умами в их разнообразной активности в различных сферах сознания.
Йогин с помощью своего исходного естественного ума множит свое сознание на различных планах и в отношении к различной деятельности. Сотворенные умы всецело зависят от естественного ума и должны работать в соответствии с сознанием естественного ума. Иногда они демонстрируют удивительные во многих отношениях способности. Часто роль естественного ума по отношению к сотворенным умам ученика играет ум гуру, который [соответствующим образом] проявляет свои умственные способности, если, [конечно] ученик уже способен творить искусственные средства сознания.
6.4. Из них один, рождаемый [такой] медитацией, [становится] свободным от отпечатков.
Когда йогин искусственно создает несколько умов, его собственный исходный, естественный ум становится во все возрастающей степени свободным от прошлых отпечатков. Искусственные умы не имеют своей, отдельной кармашайи. Они зависят от естественного ума и служат ему. Это нечто похожее на бизнес концерн, имеющий отделения в различных местах. Отделения открываются и закрываются в соответствии с решением, принимаемом в головном офисе или штаб-квартире. Похожим образом сотворенные умы можно принять как временные отделения головного офиса, которым является естественный ум. Они не имеют независимости, потому что у них есть только одна цель – служение естественному уму.
Йогины в состоянии действовать в различных умах, различных телах и различных местах, в результате чего реализуется карма. Отпечатки стираются из естественного ума и он становится в возрастающей степени свободным от своей кармашайи.
Думаю, что рано или поздно она должна заинтересовать «увлекающихся» йогой.
Только для того, чтобы в нее (как, впрочем, и многие другие) въехать, нужно раз и навсегда отказаться от потребительского отношения к йоге. Использовать йогу (особенно вещи, затрагиваемые в частности в данной теме) для того, чтобы получить что-то в «обычной» жизни опасно.
У тех, кто считает подобные вещи фигней и бредом, срабатывает природная защита. Это хорошо.
Для пытливых же смельчаков все карты рассекречены.
Вот, например, как комментирует ССС сутры 4.4 – 6.4, посвященные этой теме.
4.4. Сотворенные умы исключительно свободны от эго.
Йогин может из своей асмиты сотворить множество умов, с помощью которых он может
вкушать плоды прошлых карм одновременно. Эти новые умы или новые средства сознания могут быть сотворены только асмитой. Нирмана читта означает сознание, которое создано, или сотворено, или запускается в действие отдельно [от естественного ума]. Эти искусственные средства сознания создаются посредством самьямы умелым обращением с силами более высоких планов. Через эти сотворенные умы йогин в одно и то же время действует в различных сферах своего сознания. Он в полной мере осознает все читты одновременно. Это делается с помощью самьямы на махататтве, которая называется ахамкара, или, как в санкхье и йоге, – асмита.
В йоге махататтва означает центр индивидуальности в человеке, вокруг которого в процессе различных состояний сознания, таких как бодрствование, сновидение, сон и т.д., формируются функции индивидуальности. Сотворенные умы дают йогину [множественный] опыт в одно и то же время. Этот опыт передается естественному уму йогина и поэтому этот ум становится свободным от карма шайи, благодаря тому, что ее плоды уже испытаны.
Искусственные умы полностью находятся под контролем последователя. Он может создавать их и снова сворачивать по собственной воле. Для обычного человека высшее есть Бог, но для йогина высшее – внутри него самого. Таким образом, его индивидуальность имеет свое основание в нем самом. В обычном человеке индивидуальность зависит от многих жизненных факторов.
Эта тема искусственно сотворенных умов очень интересна, а [этот опыт] полезен для исчерпания кармашайи.
5.4. Один ум направляет многие [умы], связанные с различной деятельностью.
Один ум, который есть исходный ум йогина, является естественным умом. Этот естественный ум является тем, который направляет, движет и контролирует множество сотворенных умов. Он решает, направляет и движет сотворенными умами в их разнообразной активности в различных сферах сознания.
Йогин с помощью своего исходного естественного ума множит свое сознание на различных планах и в отношении к различной деятельности. Сотворенные умы всецело зависят от естественного ума и должны работать в соответствии с сознанием естественного ума. Иногда они демонстрируют удивительные во многих отношениях способности. Часто роль естественного ума по отношению к сотворенным умам ученика играет ум гуру, который [соответствующим образом] проявляет свои умственные способности, если, [конечно] ученик уже способен творить искусственные средства сознания.
6.4. Из них один, рождаемый [такой] медитацией, [становится] свободным от отпечатков.
Когда йогин искусственно создает несколько умов, его собственный исходный, естественный ум становится во все возрастающей степени свободным от прошлых отпечатков. Искусственные умы не имеют своей, отдельной кармашайи. Они зависят от естественного ума и служат ему. Это нечто похожее на бизнес концерн, имеющий отделения в различных местах. Отделения открываются и закрываются в соответствии с решением, принимаемом в головном офисе или штаб-квартире. Похожим образом сотворенные умы можно принять как временные отделения головного офиса, которым является естественный ум. Они не имеют независимости, потому что у них есть только одна цель – служение естественному уму.
Йогины в состоянии действовать в различных умах, различных телах и различных местах, в результате чего реализуется карма. Отпечатки стираются из естественного ума и он становится в возрастающей степени свободным от своей кармашайи.
ND писал(а):Вот, например, как комментирует ССС сутры 4.4 – 6.4, посвященные этой теме.
.
--да, тема в самом деле интересная.
Скажи, ND, ты ведь цитируешь Патанджали- так почему нумерация шлок "обратная"? Это, конечно, не принципиально, но некоторых это может ввести в заблуждение
Кстати, я в своих архивах нашёл вот такой вариант прервода Сутр и комментарий к, например, шлоке 4.4:
4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.
комм.::Опираясь только на самость как [порождающую] причину сознания, [йогин] и создает [магически] сотворенные сознания . Поэтому [все магическим образом сотворенные тела] обладают [отдельными] сознаниями.
Замечаешь некоторую разницу?:)
И как тут быть простому русскоговорящему парню
Ой, мама...
Хочется снять шляпу и ...... бежать...
махататтва, ахамкара, асмита.. Нет, серьёзно, когда человек может говорить и думать на таком языке это вызывает у меня благоговеяный ужас
Эти искусственные средства сознания создаются посредством самьямы умелым обращением с силами более высоких планов. Через эти сотворенные умы йогин в одно и то же время действует в различных сферах своего сознания. Он в полной мере осознает все читты одновременно. Это делается с помощью самьямы на махататтве, которая называется ахамкара, или, как в санкхье и йоге, – асмита......
Хочется снять шляпу и ...... бежать...
махататтва, ахамкара, асмита.. Нет, серьёзно, когда человек может говорить и думать на таком языке это вызывает у меня благоговеяный ужас
Я!
Нумерация получилась действительно обратная. Сори. Сначала поставил просто номер сутры, а потом решил уточнить еще и номер главы. А вот, что это ЙС, так и забыл указать. Тебе комплемент!
Переводов множество. Хорошо, если переводчик при этом еще и пытался понять, о чем, собственно, идет речь. Я думаю, ССС пытался.
Приведенный тобой перевод Островской и Рудого мне тоже нравится. Он более дословный. Хорошая основа для того, чтобы пытаться понять самому, а не использовать понимание неприкасаемых авторитетов. Живем мы свою жизнь и понимание нужно свое.
Вообще мое мнение: ЙС периодически нужно пытаться понять сразу всю. Естественно, что что-то так и будет восприниматься искаженно, но что-то будет пониматься по-новому, ближе к истине.
MG!
Ужас даже благоговейный, испытывать вредно для здоровья. Наша задача – быть счастливым. Когда-нибудь, чтобы испытывать радость, нам нужен будет уровень «махататтвы, ахамкары и асмиты». А сейчас должно быть хорошо на своем уровне!
Нумерация получилась действительно обратная. Сори. Сначала поставил просто номер сутры, а потом решил уточнить еще и номер главы. А вот, что это ЙС, так и забыл указать. Тебе комплемент!
Переводов множество. Хорошо, если переводчик при этом еще и пытался понять, о чем, собственно, идет речь. Я думаю, ССС пытался.
Приведенный тобой перевод Островской и Рудого мне тоже нравится. Он более дословный. Хорошая основа для того, чтобы пытаться понять самому, а не использовать понимание неприкасаемых авторитетов. Живем мы свою жизнь и понимание нужно свое.
Вообще мое мнение: ЙС периодически нужно пытаться понять сразу всю. Естественно, что что-то так и будет восприниматься искаженно, но что-то будет пониматься по-новому, ближе к истине.
MG!
Ужас даже благоговейный, испытывать вредно для здоровья. Наша задача – быть счастливым. Когда-нибудь, чтобы испытывать радость, нам нужен будет уровень «махататтвы, ахамкары и асмиты». А сейчас должно быть хорошо на своем уровне!
--
Последний раз редактировалось austin 2 сен 2004, 07:58, всего редактировалось 1 раз.
хлам в огонь!
-
- Сообщения: 356
- Зарегистрирован: 27 май 2003, 17:27
- Откуда: Ленинградская область
- Поблагодарили: 3 раза
'второй ум' / Механистичность ума. Есть ли замена?
Механистичность ума. Есть ли замена?
Рассмотрим две ситуации:
1. Ум встречается со знакомой ситуацией. Быстренько соображает: ага, это я уже видел, тут все так-то и так-то.
Я так понимаю, один из механизмов работы самскар/васан?
2. Ум встречается с незнакомой ситуацией. Скорость реакции сильно уменьшается, т.к. уму надо разобраться с ситуацией, понять ее и разложить по полочкам (опять используя накопленный опыт).
Я не понимаю, вы что, предлагаете всегда использовать путь №2? Но тогда человек и шнурки завязать не сможет.
Согласен, в первом случае ум, бывает, промахивается, но зато экономия какая.
Или вы знаете какой-то другой, третий способ познания?
Эпиграф, панимаешь...Леня писал(а):Отождествление это свойство ума, его бесконтрольная механическая работа и должно быть устранено.
Рассмотрим две ситуации:
1. Ум встречается со знакомой ситуацией. Быстренько соображает: ага, это я уже видел, тут все так-то и так-то.
Я так понимаю, один из механизмов работы самскар/васан?
2. Ум встречается с незнакомой ситуацией. Скорость реакции сильно уменьшается, т.к. уму надо разобраться с ситуацией, понять ее и разложить по полочкам (опять используя накопленный опыт).
Я не понимаю, вы что, предлагаете всегда использовать путь №2? Но тогда человек и шнурки завязать не сможет.
Согласен, в первом случае ум, бывает, промахивается, но зато экономия какая.
Или вы знаете какой-то другой, третий способ познания?
Откуда ум все знает? При обычных путях познания для этого нужно пережить все, и это все не забыть. Как иначе достигнуть этого? (Если это возможно. хи-хи)ace писал(а):Ум изначально знает все возникающие в нем явления
PS. Получается, такой человек знает ВСЕ. Блин, любимая мечта детства. Да и сейчас иногда проскакивает.
Только парадоксов никаких не будет?