О шавасане .
Шавасана(Виктору). (Востоков)
Я читал статью В. Востокова "Искусство расслабления", где было особо подчёркнуто, что при расслаблении головы в шавасане должно возникнуть ощущение холода.
Когда у меня появляется тяжесть в голове, точнее между бровей, в течение трудового дня, холодный предмет или его образ помогают моментально снять подобное напряжение.
В вашей книге в описании шавасаны есть фраза о тепле и тяжести в области головы и лба. Прокомментируйте, пожалуйста.
Когда у меня появляется тяжесть в голове, точнее между бровей, в течение трудового дня, холодный предмет или его образ помогают моментально снять подобное напряжение.
В вашей книге в описании шавасаны есть фраза о тепле и тяжести в области головы и лба. Прокомментируйте, пожалуйста.
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Шавасана(Виктору)
Речь идет о тепле в области лба. Быть может и существует парадоксальная реакция, но когда мы работаем с телом воге, то релаксация практически ВСЕГДА связана с ощущением тепла.
Голову в Шавасане расслабить нельзя, там нет мышц, лицо - дело другое. Если Вам помогает холод или воспоминание о нем, то смотрите: ведь Вы снимаете своим представлением тяжесть ( усталость) ментальную или психологическую, но не физическую, для чего и служит Шавасана с атрибутикой тепла. А нервно-психологическая "отрицаловка" снимается самими асанами. Так что Ваш личный прием и то, что происходит с телом и лицом в Шавасане - разные епархии.
Кстати - в аутогенной тренировке у Шульца применяется формулировка "прохлада в области лба", но в этой методике манипулируют ТОЛЬКО с ощущениями, без предварительной работы с телом, в йоге же Шавасана с ее формулировками тепла всегда применяется ПОСЛЕ такой работы.
Голову в Шавасане расслабить нельзя, там нет мышц, лицо - дело другое. Если Вам помогает холод или воспоминание о нем, то смотрите: ведь Вы снимаете своим представлением тяжесть ( усталость) ментальную или психологическую, но не физическую, для чего и служит Шавасана с атрибутикой тепла. А нервно-психологическая "отрицаловка" снимается самими асанами. Так что Ваш личный прием и то, что происходит с телом и лицом в Шавасане - разные епархии.
Кстати - в аутогенной тренировке у Шульца применяется формулировка "прохлада в области лба", но в этой методике манипулируют ТОЛЬКО с ощущениями, без предварительной работы с телом, в йоге же Шавасана с ее формулировками тепла всегда применяется ПОСЛЕ такой работы.
-
- Сообщения: 332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 01:34
- Откуда: Пещера Великого Орлангура
- Поблагодарили: 11 раз
- Контактная информация:
Востоков
В.Востоков, Белый Лама, он же Великий Целитель и пр. и пр. - компилятор, профанатор и трепло, любые описанные им рабочие техники - заимствованные, остальные - нерабочие. В чем конкретно специализиуется, никогда не было понятно, что уже сразу наводит на размышления. ИМО..
Книги его лучше не брать, ИМО...
Книги его лучше не брать, ИМО...
-
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован: 25 янв 2011, 07:21
Востоков
> В.Востоков, Белый Лама, он же Великий Целитель и пр. и пр. -
> компилятор, профанатор и трепло, любые описанные им рабочие
> техники - заимствованные, остальные - нерабочие. В чем
> конкретно специализиуется, никогда не было понятно, что уже
> сразу наводит на размышления. ИМО..
> Книги его лучше не брать, ИМО...
> компилятор, профанатор и трепло, любые описанные им рабочие
> техники - заимствованные, остальные - нерабочие. В чем
> конкретно специализиуется, никогда не было понятно, что уже
> сразу наводит на размышления. ИМО..
> Книги его лучше не брать, ИМО...
-
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован: 25 янв 2011, 07:21
Шавасана(Виктору)
> Я читал статью В. Востокова "Искусство расслабления", где
> было особо подчёркнуто, что при расслаблении головы в
> шавасане должно возникнуть ощущение холода.
> Когда у меня появляется тяжесть в голове, точнее между
> бровей, в течение трудового дня, холодный предмет или его
> образ помогают моментально снять подобное напряжение.
> В вашей книге в описании шавасаны есть фраза о тепле и
> тяжести в области головы и лба. Прокомментируйте,
> пожалуйста.
> было особо подчёркнуто, что при расслаблении головы в
> шавасане должно возникнуть ощущение холода.
> Когда у меня появляется тяжесть в голове, точнее между
> бровей, в течение трудового дня, холодный предмет или его
> образ помогают моментально снять подобное напряжение.
> В вашей книге в описании шавасаны есть фраза о тепле и
> тяжести в области головы и лба. Прокомментируйте,
> пожалуйста.
Востоков
> В.Востоков, Белый Лама, он же Великий Целитель и пр. и пр. -
> компилятор, профанатор и трепло, любые описанные им рабочие
> техники - заимствованные, остальные - нерабочие. В чем
> конкретно специализиуется, никогда не было понятно, что уже
> сразу наводит на размышления. ИМО..
> Книги его лучше не брать, ИМО...
Точно.Коммерсант от эзотерики.Специализация-деньжат по-легкому срубить.
> компилятор, профанатор и трепло, любые описанные им рабочие
> техники - заимствованные, остальные - нерабочие. В чем
> конкретно специализиуется, никогда не было понятно, что уже
> сразу наводит на размышления. ИМО..
> Книги его лучше не брать, ИМО...
Точно.Коммерсант от эзотерики.Специализация-деньжат по-легкому срубить.
-
- Сообщения: 19
- Зарегистрирован: 25 янв 2011, 07:21
В.Востоков
> Книги его лучше не брать, ИМО...
Согласен. Но техника, описанная в "Исскустве расслабления", как не странно, работает. Даже весьма эффективно - проверено сотни раз.
Согласен. Но техника, описанная в "Исскустве расслабления", как не странно, работает. Даже весьма эффективно - проверено сотни раз.
-
- Сообщения: 2631
- Зарегистрирован: 5 июн 2005, 15:25
- Откуда: Крым, Симферополь, особенно Алушта
- Благодарил (а): 5 раз
- Поблагодарили: 118 раз
- Контактная информация:
О шавасане .
Шавасана и Гита Айенгар
Шавасана
Делайте Шавасану только по окончании занятия, а не между асанами. Чередование Шавасаны с асанами через короткие интервалы наносит вред организму и расшатывает нервную систему. Более того, ни Шавасана, ни другие асаны не могут быть хорошо выполнены, если придерживаться подобной практики. Шавасану можно сделать отдельно в любое время дня, чтобы расслабиться.
Г.Айенгар "Йога для женщин" 1992г.
Шавасана
Делайте Шавасану только по окончании занятия, а не между асанами. Чередование Шавасаны с асанами через короткие интервалы наносит вред организму и расшатывает нервную систему. Более того, ни Шавасана, ни другие асаны не могут быть хорошо выполнены, если придерживаться подобной практики. Шавасану можно сделать отдельно в любое время дня, чтобы расслабиться.
Г.Айенгар "Йога для женщин" 1992г.
Всё проходит, постоянны одни лишь изменения.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
- WL
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 19:56
- Откуда: SW9
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 7 раз
Шавасана и Гита Айенгар
Пожалуй, соглашусь с Гитой Айенгар. Разница есть. Если слишком часто делать шавасану и особенно в раноутренней практике, у адепта сносит крышу, теряется разница между напряжением мышц и расслаблением, наступает ИСС. Как только наступает ИСС, нужно сразу менять положение. Лучше ограничиться одной шавасаной в конце практики или в случае усталости ложиться в короткие шавасаны по усмотрению.
У Йогешвара противоположное мнение на этот счёт:
http://spb-yoga.narod.ru/textbook/how.html
см. п 2 Расслабление.
http://spb-yoga.narod.ru/textbook/how.html
см. п 2 Расслабление.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз
-
- Опытный практик
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 18 дек 2005, 22:18
- Откуда: г. Королёв Московской области
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Сатьянанда тоже за шавасану посреди комплекса.
Вот цитата из систематического курса ДТТЙК: "Если вы чувствуете физическую или умственную усталость до или во время занятий по программе, сделайте расслабляющие асаны, например, шавасану или наукасану. Не предпринимайте чрезмерных усилий для достижения конечной позы асан." (стр.101, книга 1)
Вот цитата из систематического курса ДТТЙК: "Если вы чувствуете физическую или умственную усталость до или во время занятий по программе, сделайте расслабляющие асаны, например, шавасану или наукасану. Не предпринимайте чрезмерных усилий для достижения конечной позы асан." (стр.101, книга 1)
- WL
- Сообщения: 591
- Зарегистрирован: 12 ноя 2004, 19:56
- Откуда: SW9
- Благодарил (а): 3 раза
- Поблагодарили: 7 раз
Шавасана и Гита Айенгар
Сатьянанда тоже за шавасану посреди комплекса.
Посреди комплекса в случае усталости, а не от нечего делать после каждой асаны. В дальнейшем при соответствующем развитии физических и умственных сил хватает одной шавасаны в конце комплекса.
Практические. В последнее время я даже сократила шавасану в большинстве случаев до 5-7 минут.Это теоретические доводы или практикуум?
-
- Опытный практик
- Сообщения: 105
- Зарегистрирован: 18 дек 2005, 22:18
- Откуда: г. Королёв Московской области
- Благодарил (а): 29 раз
- Поблагодарили: 6 раз
Для уточнения терминов и облегчения взаимопонимания давайте договоримся понимать под усталостью следующее:
«УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния УТОМЛЕНИЯ. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями дискомфорта физиологического, осознанием нарушений в протекании процессов психических, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными реакциями эмоциональными.
УТОМЛЕНИЕ – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях: 1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; 2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике процессов нервных; 3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, процессов интеллектуальных, сдвиги в сфере эмоционально-мотивационной.
Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.» (Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998).
По-моему, большинство людей, за редкими исключениями, приступают к практике йоги в состоянии хронического физического и умственного утомления. Утомление это накопилось в результате долгого и безостановочного бега их ума-тела. Некоторые до того свыклись с этим состоянием, что оно привычно для их сознания, они его уже не замечают.
Чтобы остановиться, заякориться, нужно, как минимум, остановить всякое движение тела, а потом постепенно и ума (сознания). Асана (как неподвижная и удобная поза) для этого наилучшее средство. Но, когда люди приступают к освоению асан, вступает в силу мощнейший по своей инерционности стереотип предыдущей суеты в режиме хватания (достижения) – отталкивания (убегания). Люди стараются опять чего-то достичь (от чего-то избавиться) и при выполнении асан, включают волю, непрерывно контролируют себя и так далее. Т.е. продолжают действовать в рамках своего омраченного хроническим утомлением и полностью социально обусловленного Эго. И продолжают накапливать утомление. Чтобы хоть как-то затормозить и эту продолжающуюся уже в практике суету, между асанами целесообразно применять шавасану, т.к. в ней телом особенно не посуетишься, а можно только умом. Таким образом, шавасана на начальных стадиях освоения асан, мне кажется, просто необходима.
Я согласен с Вами, уважаемая WL, что потом через какой-то период времени (у каждого он свой), по Вашему выражению: «при соответствующем развитии физических и умственных сил», когда человек достаточно успокоится и восстановится, шавасана посреди комплекса уже не понадобится.
Уважаемая WL, не могли бы Вы более подробно раскрыть следующую Вашу мысль: «Если слишком часто делать шавасану и особенно в раноутренней практике, у адепта сносит крышу, теряется разница между напряжением мышц и расслаблением, наступает ИСС. Как только наступает ИСС, нужно сразу менять положение.» Заранее спасибо. Здоровья и удачи Вам.
«УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния УТОМЛЕНИЯ. Характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущениями дискомфорта физиологического, осознанием нарушений в протекании процессов психических, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными реакциями эмоциональными.
УТОМЛЕНИЕ – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает от истощения внутренних ресурсов и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем.
Утомление имеет разнообразные проявления на уровнях: 1) поведенческом – снижение производительности труда, уменьшение скорости и точности работы; 2) физиологическом – затруднение выработки условных связей, повышение инерционности в динамике процессов нервных; 3) психологическом – снижение чувствительности, нарушение внимания, памяти, процессов интеллектуальных, сдвиги в сфере эмоционально-мотивационной.
Специфика проявлений утомления зависит от вида нагрузки, локализации ее воздействия, времени, необходимого для восстановления оптимального уровня работоспособности. На этом основании выделяются разные виды утомления: физическое, умственное, острое, хроническое и пр.» (Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998).
По-моему, большинство людей, за редкими исключениями, приступают к практике йоги в состоянии хронического физического и умственного утомления. Утомление это накопилось в результате долгого и безостановочного бега их ума-тела. Некоторые до того свыклись с этим состоянием, что оно привычно для их сознания, они его уже не замечают.
Чтобы остановиться, заякориться, нужно, как минимум, остановить всякое движение тела, а потом постепенно и ума (сознания). Асана (как неподвижная и удобная поза) для этого наилучшее средство. Но, когда люди приступают к освоению асан, вступает в силу мощнейший по своей инерционности стереотип предыдущей суеты в режиме хватания (достижения) – отталкивания (убегания). Люди стараются опять чего-то достичь (от чего-то избавиться) и при выполнении асан, включают волю, непрерывно контролируют себя и так далее. Т.е. продолжают действовать в рамках своего омраченного хроническим утомлением и полностью социально обусловленного Эго. И продолжают накапливать утомление. Чтобы хоть как-то затормозить и эту продолжающуюся уже в практике суету, между асанами целесообразно применять шавасану, т.к. в ней телом особенно не посуетишься, а можно только умом. Таким образом, шавасана на начальных стадиях освоения асан, мне кажется, просто необходима.
Я согласен с Вами, уважаемая WL, что потом через какой-то период времени (у каждого он свой), по Вашему выражению: «при соответствующем развитии физических и умственных сил», когда человек достаточно успокоится и восстановится, шавасана посреди комплекса уже не понадобится.
Уважаемая WL, не могли бы Вы более подробно раскрыть следующую Вашу мысль: «Если слишком часто делать шавасану и особенно в раноутренней практике, у адепта сносит крышу, теряется разница между напряжением мышц и расслаблением, наступает ИСС. Как только наступает ИСС, нужно сразу менять положение.» Заранее спасибо. Здоровья и удачи Вам.
-
- Сообщения: 90
- Зарегистрирован: 17 апр 2005, 21:21
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 2 раза
- Поблагодарили: 11 раз
Re: Шавасана и Гита Айенгар
Шевченко писал(а):...
IMHO Шавасана повредить не может
Я целый год делал 3- 5 минутную шавасану между стоячими
Потом когда научился расслабляться в стоячих то и шавасану стал делать не после каждой позы а после серии поз
Я думаю шавасана никак не может расшатать нервную систему
Допускаю что переводчик некорректно перевел мысль Гиты с идийского на английский а потом еще с английского на русский и результате получилось такое
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Полностью согласен с highlander2!
И какой, извините за выражение, ишак будет делать Шавасану после КАЖДОЙ выполненной позы!?
Количество пауз (промежуточных Шавасан) в практике зависит от двух вещей: общего физического состояния человека и интенсивности занятия - сложности выполняемых поз по форме или физической трудности. Как только человек ощутил утомление, явное учащение работы сердца и дыхания - делай паузу. Если не хватает минуты промежутка между, скажем, "стоячими" позами - делай Шавасану.
Но ведь ее можно тоже выполнять двояко: либо для отдыха только тела, ничего не делая с сознанием, либо параллельно релаксировать сознание, что гораздо предпочтительней. В этом случае практика асан приобретает медитационный характер и становится принципиально иной, с иным эффектом, поскольку ментальное торможение проникает и в процесс выполнения асан, а тогда уже лишнего просто не сделаешь...
И какой, извините за выражение, ишак будет делать Шавасану после КАЖДОЙ выполненной позы!?
Количество пауз (промежуточных Шавасан) в практике зависит от двух вещей: общего физического состояния человека и интенсивности занятия - сложности выполняемых поз по форме или физической трудности. Как только человек ощутил утомление, явное учащение работы сердца и дыхания - делай паузу. Если не хватает минуты промежутка между, скажем, "стоячими" позами - делай Шавасану.
Но ведь ее можно тоже выполнять двояко: либо для отдыха только тела, ничего не делая с сознанием, либо параллельно релаксировать сознание, что гораздо предпочтительней. В этом случае практика асан приобретает медитационный характер и становится принципиально иной, с иным эффектом, поскольку ментальное торможение проникает и в процесс выполнения асан, а тогда уже лишнего просто не сделаешь...
Как только человек ощутил утомление, явное учащение работы сердца и дыхания - делай паузу.
Какова допустимая степень утомления в практике асан и соответственно учащения работы сердца и дыхания?
Разрешается ли в практике асан не уставать и не утомляться?
Но ведь ее можно тоже выполнять двояко: либо для отдыха только тела, ничего не делая с сознанием, либо параллельно релаксировать сознание, что гораздо предпочтительней. В этом случае практика асан приобретает медитационный характер и становится принципиально иной, с иным эффектом, поскольку ментальное торможение проникает и в процесс выполнения асан, а тогда уже лишнего просто не сделаешь...
Можно ли шавасану использовать ТОЛЬКО для отдыха сознания?
Будет ли асана считаться асаной без ментального торможения?
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
джонсу: "Будет ли асана считаться асаной без ментального торможения?"
Да, но ТОЛЬКО в начальном этапе освоения технологии. После того, как практикующий научится дозировать нагрузку и форму, а также разберется с допустимым ДЛЯ НЕГО уровнем ощущений - нужно начинать осваивать молчание ума.
В практике асан нужно именно не уставать, а как только (если только) появятся признаки утомления - в Шавасану. Но не токмо для физического отдыха, но и - параллельно - создавать условия для опустошения (деактивации) ментального пространства.
Да, но ТОЛЬКО в начальном этапе освоения технологии. После того, как практикующий научится дозировать нагрузку и форму, а также разберется с допустимым ДЛЯ НЕГО уровнем ощущений - нужно начинать осваивать молчание ума.
В практике асан нужно именно не уставать, а как только (если только) появятся признаки утомления - в Шавасану. Но не токмо для физического отдыха, но и - параллельно - создавать условия для опустошения (деактивации) ментального пространства.
-
- Сообщения: 476
- Зарегистрирован: 1 мар 2005, 21:51
- Поблагодарили: 1 раз