Во-первых, считается, что Патанджали вовсе не являлся создателем или основателем традиции йоги, но лишь ее кодификатором. В "Йога-сутре" он только суммировал приобретенное и накопленное до него знание.
Насколько мне известно, "yoga citta vritti nirodhah" является определением йоги Патанджали, а не ее базовой установкой. Конечно, его можно назвать "базовой установкой", но суть от этого не изменится. Откровенно говоря, мнение о том, что именно эта и никакая другая шлока Патанджали является базовым элементом традиции йоги, я встречаю впервые у Виктора.
Здесь интересно определение, которое дает современный классик йоги Свами Сатьянанды Сарасвати: йога - это (1) метод, с помощью которого мы можем сохранять индивидуальное сознание даже в бессознательном состоянии; (2) метод осознания подсознательного и бессознательного; (3) процесс дегипнотизации подсознательного и бессознательного состояний человека; (4) процесс, с помощью которого вы можете освободить ваше сознание от любого посредника или знания; (5) наука о сознании.
http://www.vedanta.ru/library/yoga_from_the_shore/whatisyoga.php Можно отметить, что в нем нет упоминания о том, что базовой установкой йоги является "прекращение деятельности сознания", хотя, конечно, таково классическое определение йоги Патанджали.
Во-вторых, необходимо четко представлять, что мы понимаем под словом "традиция" или "базовые установки традиции". В йоге под традицией понимается передача знания от учителя к ученику, т.е. "guru-shishya parampara". Все остальное как таковое традицией не является, т.е. является чем-то иным, отличным от традиции. Любые аппеляции к первоисточникам идут через учителя и его непосредственный медитативный (или другой) опыт, который, в свою очередь, получил эти знания от своего учителя и т.д. И так можно дойти вплоть до мифологического - в современном понимании - Хираньягарбхи, что, кстати, и делает Свами Сатьянанда.
Не увидеть
традиционной основы в интерпретации йоги Виктором нельзя. Последовательность и общая направленность садханы (практики йоги) более-менее одинакова, существуют вариации на тему конкретных практик, направлений и школ йоги. Но, как мне кажется, именно традиции в ее подлинном понимании без "guru-shishya parampara" увидеть нельзя. Ибо традиция не передается вкратце общим перечислением последовательности и направленности практик (что характерно для западного ума) или через книги о йоге. Как раз об этом-то даже не упоминается, так как в этом нет никакого смысла. Традиция передается от учителя к ученику по линии ученической преемственности. Можно задаться вопросом, является ли кто-нибудь из нас современником Патанджали, чтобы быть его учеником и соответственно интерпретировать и развивать его систему? Ответ очевиден, тем более что система йоги Патанджали является только кодификацией или философской даршаной.