Пост - зачем!?
-
- Сообщения: 1893
- Зарегистрирован: 30 май 2006, 16:40
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 150 раз
- Поблагодарили: 192 раза
Пост - зачем!?
А как Вы относитесь к таким штукам как традиционные посты, ну когда человек себя от какого-то действия, либо пищи ограничивает на многие дни - месяцы - годы? Каков смысл этого дейста, и есть ли он вообще?
Если речь идет о Великом посте, то это очень ограниченный и однобокий подход. Потому что пост - это ограничения в еде в последнюю очередь. Пост - это время, когда человек должен думать о вечном, следить за чистотой своего ума и т.д. Пост и яма ниямам - много общего. Не поленитесь хотя бы узнать его суть, прежде чем делать скоропалительные выводы.
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Пост это время обновления. Как деревья сбрасывают листья осенью, чтобы по весне вновь одеться в зелень, так и пост обновляет все чувства и самого человека.
Пост это время духовной брани. Это возможность вызвать своего чертенка на открытый бой («Сей род побеждается только постом и молитвой»). Так Христос был искушен сатаной после поста в пустыни длиною в сорок дней, а одолев искушения, приступил к служению. Я вот не помню, Вовка, это ты писал про то, что «Револьвер» твой любимый фильм? Если проводить аналогию, можно сказать, что пост это то время, когда главный герой застрял в лифте.
Пост это время покаяния, и в то же время это не какой-то там сплошной темный период, а время подготовки и радостного ожидания Светлой Пасхи. Хотя духовная брань часто может приводить к проигрышам – унынию.
Пост это время усиленной молитвы и служения ближнему.
В любом случае, вряд ли можно говорить про пост вне религиозного контекста. Поэтому, скорее соглашусь с Виктором, чем буду с ним спорить.
Если же говорить о посте лишь как о серьезных пищевых ограничениях, то йога и пост вещи не очень-то совместимые. Начать хотя бы с того, что «равновесием йога зовется», и прямыми запретами в «ХЙП» (если мне память не изменяет) в отношении поста.
Пост это время духовной брани. Это возможность вызвать своего чертенка на открытый бой («Сей род побеждается только постом и молитвой»). Так Христос был искушен сатаной после поста в пустыни длиною в сорок дней, а одолев искушения, приступил к служению. Я вот не помню, Вовка, это ты писал про то, что «Револьвер» твой любимый фильм? Если проводить аналогию, можно сказать, что пост это то время, когда главный герой застрял в лифте.
Пост это время покаяния, и в то же время это не какой-то там сплошной темный период, а время подготовки и радостного ожидания Светлой Пасхи. Хотя духовная брань часто может приводить к проигрышам – унынию.
Пост это время усиленной молитвы и служения ближнему.
В любом случае, вряд ли можно говорить про пост вне религиозного контекста. Поэтому, скорее соглашусь с Виктором, чем буду с ним спорить.
Если же говорить о посте лишь как о серьезных пищевых ограничениях, то йога и пост вещи не очень-то совместимые. Начать хотя бы с того, что «равновесием йога зовется», и прямыми запретами в «ХЙП» (если мне память не изменяет) в отношении поста.
А я вот решил поститься в этом году, равно как и в прошлом.
Я собственно не обжора - но в выборе пищи (в том числе и полезной), не заморачиваюсь ем всё подряд.
Ощущения по прошлому году.
1)Реально пропадает желание к животной пищи, она уже и запах имеет не пахнущий.
2)Страшновато как говорит бабуля - "разговляться" - почему не знаю такое ощущение
3) Чувствуешь себя легче и душой и телом.
(я правда что то подобное этой теме где-то читал уже здесь на форуме)
Я вот только одного не пойму почему пост именно в этот период, почему не сентябрь и август - когда уйма витаминов????
Я собственно не обжора - но в выборе пищи (в том числе и полезной), не заморачиваюсь ем всё подряд.
Ощущения по прошлому году.
1)Реально пропадает желание к животной пищи, она уже и запах имеет не пахнущий.
2)Страшновато как говорит бабуля - "разговляться" - почему не знаю такое ощущение
3) Чувствуешь себя легче и душой и телом.
(я правда что то подобное этой теме где-то читал уже здесь на форуме)
Я вот только одного не пойму почему пост именно в этот период, почему не сентябрь и август - когда уйма витаминов????
-
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 3249
- Зарегистрирован: 16 дек 2005, 21:19
- Откуда: Калуга / St. Louis
- Благодарил (а): 325 раз
- Поблагодарили: 765 раз
- Контактная информация:
ИМХО
Пост—это не метод оздоровления (типа диеты или голодания), а ритуальное явление, и поэтому он не обязательно будет полезным для тела—не те у него цели. А что за цели—это Ершъ хорошо объяснил. И очень верно подметил:
И ещё очень важное замечание насчёт поста—его суть не в воздержании от пищи. Как уже отметил dima_:
Насчёт тапаса: видимо пост может служить методом самодисциплины, если ставить перед собой такую цель. Но очевидно пост не тождественен тапасу.
Пост—это не метод оздоровления (типа диеты или голодания), а ритуальное явление, и поэтому он не обязательно будет полезным для тела—не те у него цели. А что за цели—это Ершъ хорошо объяснил. И очень верно подметил:
В любом случае, вряд ли можно говорить про пост вне религиозного контекста.
И ещё очень важное замечание насчёт поста—его суть не в воздержании от пищи. Как уже отметил dima_:
Отцы церкви немало возмущались по поводу формального соблюдения поста и прямо говорили: если вы соблюдаете пост только как ограничение в пище, то вы формалисты и лицемеры перед Богом.Потому что пост - это ограничения в еде в последнюю очередь. Пост - это время, когда человек должен думать о вечном, следить за чистотой своего ума и т.д.
Насчёт тапаса: видимо пост может служить методом самодисциплины, если ставить перед собой такую цель. Но очевидно пост не тождественен тапасу.
Последний раз редактировалось Mykola 13 мар 2008, 19:20, всего редактировалось 1 раз.
Если можешь не писать - не пиши
-
- Сообщения: 272
- Зарегистрирован: 3 ноя 2006, 22:32
- Благодарил (а): 1 раз
- Контактная информация:
Что касается времени Великого поста, оно совпадает с периодом отела/окота домашней скотины, поэтому животных в это время не резали, а значит, мяса не было. Перед отелом качество молока меняется, оно не годится в пищу, а после отела оно нужно телятам . Так что, молочные продукты тоже выбывали из рациона: крестьяне берегли скотинку пуще родных детей.
О духовной стороне поста хорошо Ершъ пишет. Но для йогов это все, пожалуй, не актуально .
Что же касается питания... помнится, я постилась лет десять подряд, мне понравилось . Весна - самое время обновить таким способом свое физическое тело . Главное - не переусердствовать.
О духовной стороне поста хорошо Ершъ пишет. Но для йогов это все, пожалуй, не актуально .
Что же касается питания... помнится, я постилась лет десять подряд, мне понравилось . Весна - самое время обновить таким способом свое физическое тело . Главное - не переусердствовать.
я считаю, что пост, полностью отбрасывая религиозные аспекты, это хороший способ очиститься от токсинов и все того "Г", что мы накапливаем во время своего неправильного питания - а так питаются, я думаю, процентов 70-90 населения РФ, поэтому с точки зрения оздоровления это хорошо. Конечо, если здоровье позволяет и нет проблем, по которым этот пост нельзя соблюдать...
И, конечно, идеально, если пост, осознание его эффекта для здоровья, будет первым этап к отходу от неправильного рациона по жизни и переход(плавный или частичный или еще какой) на правильное питание...
И, конечно, идеально, если пост, осознание его эффекта для здоровья, будет первым этап к отходу от неправильного рациона по жизни и переход(плавный или частичный или еще какой) на правильное питание...
-
- Сообщения: 1574
- Зарегистрирован: 4 апр 2013, 22:12
- Благодарил (а): 1393 раза
- Поблагодарили: 381 раз
Re: Пост - зачем!?
Сегодня начался рождественский пост (28.11.2015 - 6.01.2016).
[spoiler="Скрытый текст"]Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
[/spoiler]
[spoiler="Скрытый текст"]Начинается Рождественский пост. Он предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Как проводить время постов
По делам благочестия, которым мы должны посвящать постные дни, дни поста приближаются к дням праздничным. Слово Божие свидетельствует, что пост... соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством (Зах. 8, 19). Но посты все же отличаются от праздничных и будних дней. В праздники Церковь призывает нас к благодарению Бога и святых за благодеяния, в посты — к примирению с Богом и участию в жизни, страданиях и смерти Спасителя и святых. Праздники располагают нас к духовной радости надежде, посты — к сокрушению и слезам. В праздники, сообразно духовному веселью, Церковь благословляет трапезу обильнейшую, в посты — предписывает умеренное употребление пищи и пития, и притом пищи не скоромной, а постной. В Церковном Уставе ясно изображено и время употребления и качество постной пищи. Все строго рассчитано, с той целью, чтобы ослабить в нас страстные движения плоти, возбуждаемые обильным и сладким питанием тела; но так, чтобы не совсем расслабить нашу телесную природу, а напротив — сделать ее легкою, крепкою и способною подчиняться движениям духа и бодренно выполнять его требования.
Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов — «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты, суть: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».
Существует пять степеней строгости поста:
1) полное воздержание от пищи; 2) сухоядение; 3) горячая пища без масла; 4) горячая пища с маслом (растительным); 5) вкушение рыбы.
В день вкушения рыбы разрешается и горячая пища с растительным маслом. В православных календарях растительное масло обычно называется елеем. На соблюдение в определенные дни более строгой степени поста, чем определено, нужно взять благословение у священника.
Пост телесный, без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Пост не цель, а средство — средство смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь. Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядушим».
Как приучить себя к посту
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Пост — аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. Некоторые необдуманно и поспешно берутся за подвиги поста и начинают поститься безмерно, строго. Вскоре они или расстраивают свое здоровье, или от голода делаются нетерпеливы и раздражительны, — злятся на всех и на все, пост скоро делается для них невыносимым и они бросают его. Чтобы наше расположение к посту сделать прочным, нужно приучать себя к посту не спеша, внимательно, не разом, а постепенно — мало-помалу. Каждый сам должен определить, сколько ему требуется в сутки пищи и пития; потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу. Тут главное правило, данное Самим Господом: да не отягчают сердца ваша объядением и пианством. Желающие соблюдать пост должны посоветоваться с опытным духовником, рассказать ему о своем духовном и физическом состоянии и испросить благословения на совершение поста.
[/spoiler]