Во-первых, спасибо всем за наметившийся конструктив. Это замечательно.
Критерий есть: логика, которая, чуть что, сразу обращается к науке.
Существование Бога не может быть доказано и не может быть опровергнуто наукой или логикой.
Каким образом Вы предполагаете применять логику и науку для оценки мистических переживаний и Откровения?
Истина одна, если Вася и Петя фактически говорят об одном, то правы оба (вар. 1), - о разном, значит, прав один (вар.3).
Если говорят об одном, то могут оба и ошибаться.
По п.3 вопрос заключается в том, кто именно из них прав?
Является это зло выраженным антиподом добра, или частью клубка из добра и зла – вопрос формальный.
Или степенью отсутствия добра, как тьма есть отсутствие света.
Зло для христианина объявлять Бога безличным и называть Его Брахманом адвайты.
И что из этого? Какие-то йогические традиции совместимы с христианством, какие-то нет.
Об этом и была речь. В чем собственно проблема?
Обобщения полезны там, где они возможны без ущерба смыслу.
Я и не говорил о полезности обобщений, но лишь об их неизбежности при попытках сделать йогу межконфессиональной. Если из йоги делать то, что будет отвечать требованию «межконфессиональности», то без ущерба «смыслу» не обойтись. Пример с химиками не корректен, поскольку химия есть наука, а об отношении науки к религии, я уже написал выше. Лишите йога вайрагьи и сантоши и Вы уже получите не йога.
Давайте всех, кто зачем-либо поднимает руку выше головы, зачислим в фашисты.
Ну Вы даете!
Вы хотите сказать, что я зачисляю христиан в йоги потому что у них имеет место ОУ, или йогов зачисляю в христиане из-за наличия у первых ЧВН-а?! Мы вообще еще об одном говорим?
Выходит, библейские воды расступились по произволу бесов? Зря, значит, Иисус и Моисей помогали людям?
?! Из каких моих слов Вы делаете такие выводы?
Если это верная передача слов, то Клайв Льюис является эквивалентом Билли Джо Догерти.
Правильно это звучит так (что смысла не меняет): Игра (в контексте – игра бесов с людьми) состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой.
Билли Джо Догерти не знаю. Клайв Льюис принадлежит к англиканской Церкви, но очень многие в Церкви православной, по близости взглядов, его называют скрытым православным.
Редкий мирянин молится на протяжении всего свободного ото сна времени.
В христианской традиции мера вкушения пищи должна быть такой, чтобы после ее приема человек мог начать беспрепятственно молиться. По-большому счету, он должен быть готов к молитве в любой момент. И если это расслабление приводит к прямо противоположному и мешает молитве, можно поставить вопрос – а зачем оно нужно?
Молитва выполняется вне зависимости от хотения. Или встает вопрос: действительна ли вера? И вообще, испытания, если следовать Вашей мысли, йогой - замечательный тест (он же стимул!) веры.
Причем здесь вера? Речь идет о том, что способствует молитве и что мешает ей. Человеку даже при самых благоприятных обстоятельствах сложно молиться, потому что всегда есть факторы, препятствующие ей. А Вы предлагаете еще вводить и дополнительные сложности… Это ведь не махание шашкой, не соревнования. Это в первую очередь труд (попробуйте, думаю поймете о чем я). Мирской верующий человек и так «спасается как бы из огня» (ап.Павел). Поэтому монахи смотрят в землю, а не радуются дополнительным искушениям, чтобы обороть их в соревновательном (вот только с кем?) пылу.
Молитва рождается из любви к богу, благодарности и глубины веры.
О да, бесспорно! Но к чистой, НЕЛИЦЕМЕРНОЙ любви, благодарности может придти человек, уже познавший Бога. Из нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Так вот прежде необходимо стать чистым сердцем, очисть его от скверны греха и страсти, а это достигается покаянием.
Вспомните слова Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»
Позволю себе привести отрывок из Евангелия, как нельзя более ярко показывающий примеры лицемерной молитвы «праведника» и нелицемерной грешника и являющийся прямым указанием КАК надо молиться:
Лк.18. 9.Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: 10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. 11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: 12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. 13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! 14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
Посчитайте, сколько раз в Библии встречается слово радость в положительном смысле.
Человек предназначен для радости. Эта радость есть радость от Духа Святого, благодати («Войдите в радость Господина своего»). И по-большому счету, Евангелие есть указание пути к этой радости, гимн этой радости, в частности и радости воскресения. Но в соответствии с теми же Евангелиями эта радость может быть достигнута уже в результате совместного спасительного промысла, а не до него. Вспомните например:
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
Впрочем Вы сами можете поднять все упоминания о радости в Евангелиях, но ТОЛЬКО в контексте и привести примеры, в соответствии с которыми радость есть изначальное (а может быть и необходимое) состояние призванных Господом ко спасению.
Замечательный монах, святой Силуан Афонский, неоднократно переживавший это состояние радости и сподобившийся зреть Иисуса Христа, утверждал : «Держите ум во аде и не отчаивайтесь». Это был его завет вопрошающим его о стяжании благодати.
Вайрагья не пуп всех направлений йоги.
Пока я веду речь о йоге Патанджали. Вы хотите поговорить о другой йоге?
Никак не затрагиваются в подавляющем большинстве практической работы.
Чьей работы? Вы выдергиваете удобные куски из Патанджали, а неудобные оставляете за дверью?
Приводите.
Давайте сначала разберемся с уже намеченным.