Сразу отмечу, что все выше- и нижесказанное - исключительно мое личное мнение, а потому оно может не совпадать с другими. На мой взгляд, любое произведение искусства, будь то книга, кинофильм, картина, музыкальное произведение etc., тем интереснее, чем больше интерпретаций оно вызывает.
Итак, отвечаю на вопросы.
Ершъ писал(а):Shining писал(а):... не обошлось без "клюквы" об "избранности" и "святости" "народа-богоносца"...
Где в фильме Вы это смогли увидеть?
Shining писал(а): Лично я в персонаже Петра Мамонова увидела йога чистой воды.
Почему?
Shining писал(а): Великая сила, которую В СЕБЕ, а не извне черпает главный герой.
С чего Вы взяли, что он ее черпает из себя?
Фильм смотрела еще в начале ноября, так что при четкости всех ощущений могу перепутать детали. Самое ужасное - финал: актер Дюжев с крестом, в лодке, на фоне "вечного простора"... бр-бр-бр! Отъезд - и гордый, многозначительный вид настоятеля (Сухорукова)... Дело вкуса, конечно же, но лично мне это претит. Равно как и некоторые сцены- например, с героиней Усатовой, мораль которой очевидна: мол, простая баба, а тоже любить умеет.
Мне вообще кажется, что весь сеттинг - "дикий" русский север, православные монахи, богоискатель-чернец - режиссер выбирал исходя из его "экзотичности" для западного зрителя. Если честно, другого от режиссера "Свадьбы" ожидать было трудно... Кстати, лично я и не удивлюсь, если "Остров" будет выдвинут на соискание "Оскара".
***
Йог - это тот, кто занят постоянным духовным поиском, обращением к высшему разуму внутри себя. Открывшиеся в результате медитации (молитвы), аскезы, самодисциплины и т.д. способности йог может использовать/не использовать. Отец Анатолий (герой Мамонова) своим даром помогает страждущим во искупление своего греха.
Леня совершенно верно меня поправил:
Осознание собственного греха (омрачения) и желание его искупления (устранения) == самосовершенствованию, достижение самадхи или стремление к мировой гармонии.
Можно сказать, что в "Острове" показан путь, который человек проделывает не случайно, но САМ: от состояния "твари дрожащей", малодушного и слабого существа, к полному успокоению, нирване, если хотите. Это и отличает его от других монахов, которые ничего не делают, сидят и ждут, когда же Бог их отметит, когда их наставит на путь истинный, и удивляются, почему "этому" - все, а им - ничего. И у отца Иова, который с пионерским задором пытается приблизиться к Богу, ничего не получается, потому что отец Иов (пока?) не понимает, что Бог внутри, что Бог - это и он тоже, а следовательно, не встал на путь, приводящий к нирване.
***
Кстати, фильм корейца Ким ки Дука "Весна, лето, осень, зима и... снова весна" для меня лично - примерно о том же - о поисках Бога в себе. И "Сладкая жизнь" Феллини. И "Седьмая печать" Бергмана.
У Ким ки Дука - на "материале" буддизма, у Феллини - католицизма (эпизод про детей, которые увидели Деву Марию), у Бергмана - вообще средневековый мистицизм, как на картинах Босха. В принципе, и "Солярис" Тарковского о том же, только вообще без намеков на какую-либо существующую религию.