Уважаемые традиционные йоги!
( Предполагаю, что традиция опирается, в том числе, на йога-сутры Патанджали, или модератор исправит недоразумение. )
Итак, Патанджали описал 8 средств осуществления йоги. Среди них яма, включающая в себя ахимсу, сатью, астею, брахмачарью, апаригракху – все вместе Великий обет (Махавратам). (2:29 – 2:31)
Т.е. ахимса – это средство осуществления йоги, также как и сатья. Иначе говоря, не велите казнить, будьте взаимно вежливы и прочая...
(Естественно, полное описание ямы – большая отдельная тема. См, например, книгу Б.К.С. Айенгара "Йога Дипика. Прояснение Йоги".
http://jiddu.narod.ru/bks/10.htm)
А в третьей главе Патанджали пишет о совершении саньямы, в том числе на различных участках тела. В переводе Островской и Рудого один такой участок даже называется чакрой. (3:29) Т.е. не стоит, на мой взгляд, традиционному йогу подшучивать над чакрами как над чем-то совершенно посторонним.
Во времена оны, когда сутры не записывали, а выучивали наизусть и передавали из уст в уста же (кстати, почему не из уст в ухо ?!
), в них скорее всего было только самое важное. Сатьянанда в своих комментариях уделяет внимание даже некоторым предлогам. С этой точки зрения, современные попытки вычеркнуть из сутр Патанджали Ишвару (и зачем ?) выглядят некорректными.
Итак, чакры были известны еще во времена Патанджали, с ними работали и получали определенные результаты, которые в сутре и описаны. Т.е. различные люди совершающие саньяму на тех или иных участках тела получат сходный результат.
Может, действительно не нужно обсуждать здесь работы Калинаускаса. Но если вопрос возник (и не впервый раз; действительно йога же включает в себя больше нежели такие замечательные вещи как расслабление и лечение), рискну поделиться своим опытом.
При концентрации сознания на определенных сегментах тела у различных практикующих возникают сходные эмоциональные состояния. Разумеется, необходим некоторый навык расслабленного сосредоточения и некоторый минимальный уровень эмоциональной подвижности. Некоторые люди, и таких не мало, в основном живут в ограниченном спектре одних и тех же эмоций. Такое состояние поддерживается их социальным окружением, СМИ и т.п.
Вобщем, локализация сегментов соответствует описанному расположению чакр, а эмоциональные состояния соответствуют описанным характеристикам чакр.
Овладев переносом концентрации сознания по чакрам, практикующий обретает способность управлять (до некоторой степени) своим эмоциональным состоянием, что делает его более свободным и гармоничным. Появляется возможность менять нежелательные эмоциональные состояния вызванные внешними влияниями на более светлые. Да и сам спектр эмоций доступных человеку для переживания расширяется за счет добавления новых, более высоких и тонких (одним словом САТТВИЧНЫХ). Современные же СМИ, для сравнения, провоцируют в людях грубые (раджастичные и тамастичные) эмоциональные состояния, и это им, к сожалению, удается.
Состояние саттвы приближает практикующего к Цели йоги – прекращению вритти ума и познанию собственной природы.
Формально мы здесь выходим за пределы йога-сутры, но там же ведь еще остаются такие сиддхи (следствия работы с чакрами, типа устранения голода и жажды) обсуждать которые я не могу, их нет в моем опыте. А зависимость эмоционально-волевого состояния от концентрации на чакрах есть, и не только у меня.
> возник вопрос к участникам форума: работают ли они с энергетикой >(помимо
> релаксационной практики асан, пранаям и т.д)
Практика асан и пранаям – это и есть работа с энергетикой или праной.
Совмещение классической йоги и "Огненного цветка"? А для какой цели нужно это совмещение? Можно ли без него достичь поставленой цели?
На мой взгляд, лучше найти учителя, который практикует сам, ведет учеников, может быть, пишет книги, и как-то влиться в коллектив (очно, заочно, приездами). Понравится – оставайтесь, нет – ищите другое. А просто бродить по эзотерическим просторам, что-то самому изобретать-совмещать, на мой взгляд, не эффективно.