Андрей Парибок о йоге
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Спасибо!
Парибка послушать очень интересно, доходчиво и глубоко говорит.
Умнейший человек!
Парибка послушать очень интересно, доходчиво и глубоко говорит.
Умнейший человек!
Последний раз редактировалось Мифолог 8 апр 2012, 12:53, всего редактировалось 1 раз.
Очень интересно Парибок разложил пять вритти в крест, посередине которого викальпа, которая суть способность оперировать знаками (и образами) без опоры на форму. Это значительно обобщает определение викальпы как способности фантазировать и прогнозировать.
Центр этого креста - "викальпа" - может быть творческим элементом, тянущим всю конструкцию психических событий "вперед". С другой стороны та же конструкция толкается вперед потоком внешних восприятий (пратйакша).
Определение вритти как психических событий также весьма плодотворно.
Лингвистическое пояснение сварупы как собственной формы объекта. Тогда снимается двойственность возможного перевода: 1й вариант - утверждение в собственной форме зрящего - отпадает, а 2й вариант - утверждение зрящего (наблюдателя) в собственной форме объекта (без накруток своих психических событий, так как они ниродха, подавлены) - остается.
Перевод глагола чит (читта) как "выбирать"... ну не знаю, является ли способность выбирать квинтэссенцией сознания?
Слушаю дальше, я всего только 5 выпусков прослушал.
Центр этого креста - "викальпа" - может быть творческим элементом, тянущим всю конструкцию психических событий "вперед". С другой стороны та же конструкция толкается вперед потоком внешних восприятий (пратйакша).
Определение вритти как психических событий также весьма плодотворно.
Лингвистическое пояснение сварупы как собственной формы объекта. Тогда снимается двойственность возможного перевода: 1й вариант - утверждение в собственной форме зрящего - отпадает, а 2й вариант - утверждение зрящего (наблюдателя) в собственной форме объекта (без накруток своих психических событий, так как они ниродха, подавлены) - остается.
Перевод глагола чит (читта) как "выбирать"... ну не знаю, является ли способность выбирать квинтэссенцией сознания?
Слушаю дальше, я всего только 5 выпусков прослушал.
Последний раз редактировалось А.Смит 9 апр 2012, 18:43, всего редактировалось 1 раз.
Начало: http://www.youtube.com/watch?v=sGESOtSEI2I
далее лучше по поиску в ютьюбе "Устный комментарий к Йога-сутрам Патанджали. ч.02", и потом части нумеруются 03 04 05...
Первая лекция - это полтора часа, выпуски 01-07.
Досмотрел 1ю лекцию.
Самадхи определяется как собранность (без всяких экзальтаций, что приятно).
Сампраджнята определяется как созерцание (из сутры 1-3), и раскладывается опять крестом на 1) витарку (тема созерцания) 2) вичару (содержание размышления на эту тему) 3) ананду (приятная штука созерцание!) 4) асмиту (Я есмь, самобытие). В центре креста само созерцание = сампраджнята (по Парибку).
Пуруша=Наблюдатель из сутры 1-2
В конце АВПарибок сказал: чтобы понимать Йога-сутры надо и практиковать, и размышлять, а комментаторы обычно выбирают что-то одно...
далее лучше по поиску в ютьюбе "Устный комментарий к Йога-сутрам Патанджали. ч.02", и потом части нумеруются 03 04 05...
Первая лекция - это полтора часа, выпуски 01-07.
Досмотрел 1ю лекцию.
Самадхи определяется как собранность (без всяких экзальтаций, что приятно).
Сампраджнята определяется как созерцание (из сутры 1-3), и раскладывается опять крестом на 1) витарку (тема созерцания) 2) вичару (содержание размышления на эту тему) 3) ананду (приятная штука созерцание!) 4) асмиту (Я есмь, самобытие). В центре креста само созерцание = сампраджнята (по Парибку).
Пуруша=Наблюдатель из сутры 1-2
В конце АВПарибок сказал: чтобы понимать Йога-сутры надо и практиковать, и размышлять, а комментаторы обычно выбирают что-то одно...
- Виктор
- Основатель Школы
- Сообщения: 11332
- Зарегистрирован: 14 мар 2002, 07:27
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 1310 раз
Самое большое разочарование для меня - работы Дасгупты по йоге. Ознакомившись с ними я четко, хотя и с большим сожалением, засек два момента:
1). Дасгупта никогда НЕ практиковал йогу, он всего лишь - философ, то есть в лучшем случае сумел вникнуть в тему наполовину, а половинного понимания не существует;
2). Когда долгие годы я пытался врубиться в йогу умом и телом, то переработал чертову уйму разнокалиберной и разномастной информации. Не скажу, чтобы она была лишней, все это определенным образом (и в связи с практикой) проясняло технологию и ее воздействие. Но в итоге бесконечное информационное многообразие редуцируется ко второй шлоке главы первой - "Йога есть прекращение деятельности сознания", и сорок седьмой шлоке главы второй: "При прекращении усилия [и/или] сосредоточении на бесконечном асана достигается". Но БЕЗ практики этого не понять.
На самом деле все просто, как у Арсения Тарковского:
И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть,
Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды,
На сушу и речь.
И, хлеба земного
Отведав, прийти
В свечении слова
К началу пути.
ИМХО
Кстати, а Парибок о йоге рассуждает, или не только?
1). Дасгупта никогда НЕ практиковал йогу, он всего лишь - философ, то есть в лучшем случае сумел вникнуть в тему наполовину, а половинного понимания не существует;
2). Когда долгие годы я пытался врубиться в йогу умом и телом, то переработал чертову уйму разнокалиберной и разномастной информации. Не скажу, чтобы она была лишней, все это определенным образом (и в связи с практикой) проясняло технологию и ее воздействие. Но в итоге бесконечное информационное многообразие редуцируется ко второй шлоке главы первой - "Йога есть прекращение деятельности сознания", и сорок седьмой шлоке главы второй: "При прекращении усилия [и/или] сосредоточении на бесконечном асана достигается". Но БЕЗ практики этого не понять.
На самом деле все просто, как у Арсения Тарковского:
И я ниоткуда
Пришел расколоть
Единое чудо
На душу и плоть,
Державу природы
Я должен рассечь
На песню и воды,
На сушу и речь.
И, хлеба земного
Отведав, прийти
В свечении слова
К началу пути.
ИМХО
Кстати, а Парибок о йоге рассуждает, или не только?
Он в первую очередь переводит сутры как санскритолог, плюс дает комментарии о том, как термины сутр понимаются в контексте индийской культуры и философии.
Что касается его практики, ничего не могу сказать. Он преподает психотехники в Институте психотехнологий (где также трудится Бахтияров). Выглядит вполне бодро в свои почти 60.
Со звуком ребята сильно не доработали, жаль, придется местами понимать по губам. ))
Что касается его практики, ничего не могу сказать. Он преподает психотехники в Институте психотехнологий (где также трудится Бахтияров). Выглядит вполне бодро в свои почти 60.
Со звуком ребята сильно не доработали, жаль, придется местами понимать по губам. ))
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
Бахтияров с большим уважением отзывается о Парибке. Рассказывал историю о том, что как-то "нарыл" в практике работы с сознанием какую-то "фишку", описание которой до этого нигде не встречал. Ну пошел советоваться к Парибку )) Тот послушал, сделал круглые глаза и спросил, где то мог об этом прочесть, поскольку тот единственный санскритский трактат (будем считать единственный известный Парибку с этим описанием), в котором было описание этой штуки никогда не переводился на английский ))А.Смит писал(а):Он преподает психотехники в Институте психотехнологий (где также трудится Бахтияров). Выглядит вполне бодро в свои почти 60.
Такая вот история из, так сказать, вторых уст.
Андрей Парибок - не хатха-йог, это видно.Но практикует что-нибудь медитативное, это тоже видно. Кстати, кто что думает о том, почему Патанджали упоминает о сосредоточении сознания в асане на "бесконечном", которое функционально (достижение ЧВН) равно "прекращению усилия"? Очевидно,что бесконечное "открывается" в асане,а не привносится в асану как мысль практика о бесконечном. При каких условиях "возникает" бесконечность в асане, и она бесконечность ЧЕГО? Думаю, почитать ответы будет ну ооочень интересно.
- Мифолог
- Сообщения: 875
- Зарегистрирован: 9 фев 2011, 00:44
- Откуда: Ничейная земля
- Благодарил (а): 271 раз
- Поблагодарили: 300 раз
Согласен, что по крайней мере сидячие медитативные асаны ему не чужды, так как старается держать спину ровной.
В 90-х и в начале 2000-ых он бы практиком Дзогчен в традиции Намхая Норбу Ринпоче и занимал даже какое-то положение в Дзогчен-общине. Как сейчас - не знаю.
По моему внутреннему ощущению, его глубокие и в то же время не выглядящие формальными знания не могут быть не подкреплены практикой, но скорее это не асаны, а медитативные психотехники близкие к йоге...
Проявления детской непосредственности также весьма подкупают :)
В 90-х и в начале 2000-ых он бы практиком Дзогчен в традиции Намхая Норбу Ринпоче и занимал даже какое-то положение в Дзогчен-общине. Как сейчас - не знаю.
По моему внутреннему ощущению, его глубокие и в то же время не выглядящие формальными знания не могут быть не подкреплены практикой, но скорее это не асаны, а медитативные психотехники близкие к йоге...
Проявления детской непосредственности также весьма подкупают :)
-
- Сообщения: 1191
- Зарегистрирован: 28 июл 2002, 21:16
- Благодарил (а): 49 раз
- Поблагодарили: 156 раз
С неподвижностью все более-менее понятно. Внешняя неподвижность в конечном итоге может привести (но не обязательно приводит) неподвижности ума.Гиганиц писал(а):Андрей Парибок - не хатха-йог, это видно.Но практикует что-нибудь медитативное, это тоже видно. Кстати, кто что думает о том, почему Патанджали упоминает о сосредоточении сознания в асане на "бесконечном", которое функционально (достижение ЧВН) равно "прекращению усилия"? Очевидно,что бесконечное "открывается" в асане,а не привносится в асану как мысль практика о бесконечном. При каких условиях "возникает" бесконечность в асане, и она бесконечность ЧЕГО? Думаю, почитать ответы будет ну ооочень интересно.
Сосредоточение на бесконечном в асане... Хороший вопрос. Если это то, о чем я думаю, то я бы это описал как выход на тотальную бесформенность (из которой, кстати, затем можно творить любые формы, не будучи "извне" ими обусловленным), которая достигается посредством деконцентрации внимания сначала по соматическим ощущениям, с последующим расширением устойчивой ДКВ на "пространство ума" и достижением устойчивой бесформенности.
Есть какие-то другие варианты описания "бесконечного", кроме как через бесформенность? Может быть можно использовать термин "пустота"? Но во-первых мне он кажется более заезженным и скомпроментированным чем "бесфоменность", а во-вторых, весьма вероятно, что оба этих термина описывают один и тот же феномен.
Есть еще вариант сосредоточиться на том, что вне видимого пространства (за ним). Это уже несколько иное, нежели бесформенность-пустота, но этот вариант мне представляется менее вероятным, поскольку привносит в асану некую искусственность. Но с другой стороны, ведь не зря используется слово "сосредоточение"...
- Матсья
- Опытный практик
- Сообщения: 2123
- Зарегистрирован: 29 июн 2003, 21:16
- Благодарил (а): 9 раз
- Поблагодарили: 207 раз
Буддийское что-то практикует. Визуализации какие-то. Йога как "тренировка в уме" это оттуда :lol:
Однако местами красиво сформулировал. Крест психической деятельности время vs реальность - красиво. Сиддха=избыточность - тоже.
Такими темпами он до конца не скоро доберётся. Кто там это выкладывает? Если читаешь - продолжай! Интересно.
Ринад, колитесь. Коментарии до конца записали или ещё в процессе?
Однако местами красиво сформулировал. Крест психической деятельности время vs реальность - красиво. Сиддха=избыточность - тоже.
Такими темпами он до конца не скоро доберётся. Кто там это выкладывает? Если читаешь - продолжай! Интересно.
Ринад, колитесь. Коментарии до конца записали или ещё в процессе?
- Березина
- Преподаватель Школы
- Сообщения: 4839
- Зарегистрирован: 4 мар 2009, 09:02
- Откуда: Мурманская обл.. п.Мурмаши
- Благодарил (а): 1349 раз
- Поблагодарили: 1265 раз
Йога - это и есть работа с сознанием, физическая сторона йоги - не более чем подтягивание на перекладине при подготовке диверсантов: подтягивайся, не подтягивайся - диверсантом не станешь. В йоге то же самое - можно заимствовать отдельные физические приемы, улучшать свое здоровье, но к развитию нашего сознания это не имеет никакого отношения. В каком-то смысле йога - это работа против тех сил, которые тащат нас в сторону все большей дифференцировки наших функций, все большему удалению от реальности, ко все большей специализации нас как индивидуумов в этом мире и, в конечном счете, к смерти. Причем не только к смерти телесной, но и к омертвлению своего сознания, становящемуся все более механическим. Йога - это движение против этих сил.
Йога возникла как ответ на замутнение сознания. Второй афоризм Йога-сутры Патанджали можно перевести и так: йога есть растворение смутности сознания. Был же в истории период, когда сознание людей было ясным. И этот период задал для нас высокую планку земного сознания. А что такое ясное сознание? Это состояние, в котором человек видит мир таким, каков он есть на самом деле, без искажений. Есть множество факторов, искажающих мир. И один из них - организация наших органов чувств. Поэтому мы ясно видим мир лишь тогда, когда воспринимаем его сознанием в целом - сознанием, не дифференцированным ни работой органов восприятия, ни нашими предвзятыми идеями об устройстве мира.
Реальность в целом мы можем почувствовать только лишь всем сознанием сразу - фундаментальным сознанием, из которого проистекает наш высокодифференцированный ум. Йога - это развитие сознания в целом. Не только йога, многочисленные буддистские практики, которые, казалось бы, находятся в оппозиции Санкхье - философской основе йоги - несмотря на вероисповедную вражду используют близкие техники и направлены к сходным целям.
(Интервью с Олегом Бахтияровым в журнале YОГА №5, 2006 г.)
http://www.psychotechnology.ru/publication/item14.html
Йога возникла как ответ на замутнение сознания. Второй афоризм Йога-сутры Патанджали можно перевести и так: йога есть растворение смутности сознания. Был же в истории период, когда сознание людей было ясным. И этот период задал для нас высокую планку земного сознания. А что такое ясное сознание? Это состояние, в котором человек видит мир таким, каков он есть на самом деле, без искажений. Есть множество факторов, искажающих мир. И один из них - организация наших органов чувств. Поэтому мы ясно видим мир лишь тогда, когда воспринимаем его сознанием в целом - сознанием, не дифференцированным ни работой органов восприятия, ни нашими предвзятыми идеями об устройстве мира.
Реальность в целом мы можем почувствовать только лишь всем сознанием сразу - фундаментальным сознанием, из которого проистекает наш высокодифференцированный ум. Йога - это развитие сознания в целом. Не только йога, многочисленные буддистские практики, которые, казалось бы, находятся в оппозиции Санкхье - философской основе йоги - несмотря на вероисповедную вражду используют близкие техники и направлены к сходным целям.
(Интервью с Олегом Бахтияровым в журнале YОГА №5, 2006 г.)
http://www.psychotechnology.ru/publication/item14.html
А.В.
-
- Сообщения: 5261
- Зарегистрирован: 19 окт 2007, 16:29
- Откуда: Алтай
- Благодарил (а): 580 раз
- Поблагодарили: 675 раз
Прочитал статейку. Не знаю, почему у Бахтиярова такой авторитет, но после этой статьи я без проверки не поверю не одному его слову. Словоплет.
Иногда интересно наблюдать за людьми, у которых ложь превратилась в этакий профессиональный инструмент для заработка, саморекламы, создания некоего ореола таинственности...
Иногда интересно наблюдать за людьми, у которых ложь превратилась в этакий профессиональный инструмент для заработка, саморекламы, создания некоего ореола таинственности...
via negativa
Вот еще один красивый крест от Парибка (сутра 1-20, схема деятельности ВООБЩЕ, выпуски 10-11):
вертикаль (содержательный аспект, должная пропорция знания и готовности к действию (веры)):
праджньаа (полное понимание) - шьраддха (вера, готовность совершить неочевидное действие)
горизонталь (процессуальность, должная пропорция силы и точности):
вирйа (сила) - самадхи (собранность, точность)
центр слежения: смрити (память)
И в этом нас долго тренирует жизнь )
Надо думать впереди у нас крест клеш, крест ям и крест ниям...
вертикаль (содержательный аспект, должная пропорция знания и готовности к действию (веры)):
праджньаа (полное понимание) - шьраддха (вера, готовность совершить неочевидное действие)
горизонталь (процессуальность, должная пропорция силы и точности):
вирйа (сила) - самадхи (собранность, точность)
центр слежения: смрити (память)
И в этом нас долго тренирует жизнь )
Надо думать впереди у нас крест клеш, крест ям и крест ниям...
Не о том идёт речь, не о том! Челом надо бить всем порталом Андрею Парибку, чтобы книжку написал! "Классическая йога" Е П Островской и В И Рудого издана в 1992 г. Теперь выяснилось, что есть что добавить! И есть кому! 23 имеющихся фрагмента "Устных комментариев..." я посмотрел сразу, как обнаружил, 7 апреля, а "звукооператора" черти на том свете еще припекут!